Стоматология Самсон

Первый приём у ортодонта — как обычно это происходит

Зачастую, когда родители с детьми приходят на консультацию к ортодонту, первым их вопросом является примерно такой: «Доктор, а мы не опоздали с лечением?» И действительно, очень важно прийти вовремя, так как методы ортодонтического лечения во многом зависят от конкретного возраста ребенка.
Также следует учитывать, что если ребёнок дисциплинирован и настроен на лечение, то прикус обычно удаётся исправить быстрее и более эффективно, нежели чем во взрослом возрасте.
Первый приём лучше планировать в 6-7 лет, так как в этом возрасте прорезываются первые постоянные зубы верхней и нижней челюсти. Впрочем, можно обратиться и раньше, если вы увидели, что зубы растут немного не так, как положено – чтобы подстраховать себя и не запустить ситуацию.
Важно правильно подготовить ребёнка до похода к врачу, объяснить, что доктор лишь посмотрит зубы (чтобы ребёнок не боялся и был готов сотрудничать с врачом).
На первичной консультации с возраста 4-5 лет и старше, когда дети уже более сознательны, врач может направить вас на снимок – ортопантомограмму . Это поможет оценить состояние зубочелюстной системы, наличие или отсутствие у ребёнка зачатков всех постоянных зубов, расположение корней временных зубов, а также стадию развития зубов. Иногда временные зубы задерживаются в челюсти и являются препятствием для выхода постоянных.
Также по ортопантомограмме можно оценить наличие кариозных полостей, их глубину, увидеть очаги воспалительного процесса в корне зуба, посмотреть состояние подлежащих костных структур верхней и нижней челюсти (гайморова пазуха, нижнечелюстной канал). Всё это помогает корректно спланировать ход лечения аномалий прикуса.
На первом приеме ортодонт может сделать фотографии лица и зубных рядов пациента, а также, возможно, снимет слепки с верхней и нижней челюсти для полной оценки прикуса ребёнка.
Иногда врачи планируют снятие слепков как отдельное посещение (обычно с утра). Слепки снимаются с помощью специальных стоматологических ложек по размеру и форме челюстей.
Лучше эту процедуру осуществлять на пустой желудок, либо по прошествии 2 часов после еды, потому как специфическое инородное тело при соприкосновении с мягкими тканями полости рта может вызывать рвотный рефлекс. Это, в свою очередь, оставит неприятное впечатление у ребёнка и может отразиться на качестве слепка.

На что обращает внимание врач-ортодонт?
Прежде всего, врач-ортодонт обращает внимание на жалобы самого ребёнка и его родителей. Также оценивается:
  • гармоничность развития лица;
  • прикрепление уздечек верхней губы и языка;
  • глубина преддверия полости рта;
  • состояние слизистой оболочки полости рта;
  • речь пациента (возможно, ребёнку понадобится вмешательство логопеда).
Так же, как и все врачи, ортодонт собирает анамнез жизни и здоровья ребёнка. Врачу важно также будет узнать характер протекания беременности и родов. Кроме того, и тип вскармливания играет немалую роль в процессе формирования зубочелюстных аномалий.
Если есть жалобы на боль или напряжение мышц в области височно-нижнечелюстного сустава, то врач может назначить дополнительные исследования – рентген ВНЧС при открывании и закрывании рта, электромиографию – метод, позволяющий оценить скоординированную работу и тонус жевательных и височных мышц.
В некоторых случаях требуется проведение компьютерной томографии (для полноты оценки состояния структур челюстно-лицевой области).
В возрасте 12-14 лет и позже основным критерием постановки правильного диагноза является изучение телерентгенограммы головы в боковой проекции. Этот тип исследования позволяет врачу составить представление о характере роста челюстных костей относительно друг друга и основания черепа. А также о форме патологии прикуса – либо аномалия прикуса сформировалась только за счёт дефицита места для зубов в зубной дуге, либо она обусловлена недоразвитием и неправильным положением самих челюстей, что исправимо, но порой требует вмешательства челюстно-лицевого хирурга.

Методы лечения аномалий прикуса
При лечении аномалий прикуса у детей врач может использовать самые различные комбинации функциональных аппаратов.
Например, это могут быть съёмные пластиночные аппараты с расширяющим винтом и комбинациями дополнительных элементов. Задача данных аппаратов состоит в нормализации роста челюстей по отношению друг к другу. Пластинки, конечно, оказывают давление на зубы с помощью дуговых элементов, либо петель (например, петля Рейнбаха для закрытия диастемы), но на характер наклона зубов они не могут подействовать в достаточной степени.
Поэтому при значительной скученности и неправильном положении зубов врач может рекомендовать использование брекет-системы, так как именно брекеты способны воздействовать в полной мере на положение и наклон зубов.
Важно!
Режим ношения пластиночных съёмных расширяющих аппаратов назначает врач. Главное правило – если вы хотите добиться результатов от лечения, то нужно носить аппарат как можно больше днём и ночью. Иногда пациенты, а в основном родители детей, жалуются, что вот, мол, мы заплатили деньги, а эффекта нет. Врач начинает спрашивать: « Как носите?». Ответ: « Ну, после школы пару часов, ночью ребёнок спать с пластинкой отказывается…»
Также есть съёмные аппараты, которые исправляют аномальный прикус посредством нормализации работы мышц челюстно-лицевой области – например, функциональный регулятор Френкеля. В его конструкцию входят специальные элементы: боковые щиты для щёк и губные пелоты, скрепляющиеся между собой металлической дугой.
Регулятор Френкеля подразделяется на три типа, в зависимости от аномалии прикуса ребёнка. Воздействует на смыкание губ, дыхание и положение языка.
При наличии жалоб на область височно-нижнечелюстного сустава врач может назначить ношение суставной силиконовой шины. Сейчас выпускается большое количество разных комбинаций данных приспособлений, как отечественных, так и зарубежных производителей. Выбор типа такого аппарата тоже зависит от вида аномалии прикуса и возраста ребёнка.
Задача суставных силиконовых шин состоит в разгрузке мышц, окружающих сустав и своего рода «перепрограммировании» их работы для нормализации функций сустава, уменьшения нагрузки на его структурные элементы (капсула, связки). Также важно соблюдать назначенный врачом режим ношения, чтобы лечение не прошло впустую.
На заметку:
Врач-ортодонт может порекомендовать вам миогимнастику – это комплекс лечебной физкультуры для обеспечения скоординированной работы определённых мышц. Комплекс может быть назначен как отдельный вариант лечения, либо с целью профилактики формирования неправильного прикуса. Миогимнастика требует дисциплины и заинтересованности от ребенка, а также посещения врача для контроля выполнения упражнений раз в две недели, поэтому не все ортодонты применяют этот метод в своей повседневной практике, хотя он очень эффективен.
Использование брекет-системы при лечении аномалий прикуса является методом выбора (в том числе и во взрослом возрасте). Что такое брекет-система? Выражаясь простым языком, брекеты – это несъёмные аппараты, фиксируемые на зубы, с замками, в которых заложена специальная программа по перемещению зубов. Перемещение осуществляется за счет дуги, которая закрепляется в этих замках, дуга двигается и достигает идеальной формы зубной дуги.
Среднее время лечения на брекетах составляет 1,5-2 года.
Сегодня существует много модификаций брекет-систем. Например:
  • лигируемые брекеты, то есть дуга подвязывается к брекету с помощью специальных металлических, либо резиновых лигатур. Лигатуры обеспечивают жёсткое сцепление дуги с брекетом и ограничивают скольжение по зубной дуге. Минус данной аппаратуры состоит в необходимости частых посещений врача – раз в месяц (а некоторые врачи назначают пациентов раз в две недели). Посещения необходимы для замены лигатур, потому как они имеют свойство ослабевать.
  • Самолигирующие брекет-системы отличаются от предыдущих тем, что в конструкции брекета есть крышка, которая держит дугу внутри замка. Это обеспечивает более свободное скольжение металлической дуги по зубному ряду, что более комфортно для пациента, сокращает число посещений врача и сроки лечения. Но такие брекеты дороже лигатурных систем.
Также брекет-системы различаются по материалу, из которого они изготовлены:
  • Самые простые и наиболее заметные – это металлические брекеты. Плюс их состоит в том, что они очень прочные. Если брекет отклеится, то его можно наклеить заново. Практика показывает, что металлические брекеты гарантируют уменьшение сроков лечения аномального прикуса.
  • Пластиковые брекеты – более эстетичны, так как совпадают с естественным цветом зубов. Из минусов – они окрашиваются от еды и не так прочны, как металлические, что иногда вынуждает врача клеить новый брекет из-за несостоятельности первоначального, а это дополнительные расходы для пациента.
  • Керамические брекеты – не заметны на зубах, более прочны, чем пластиковые. Из минусов – из-за высокой степени трения дуги в замке увеличивается общее время лечения. Стоимость таких брекетов выше металлических и пластиковых.
  • Сапфировые брекеты – максимально прозрачны и незаметны на зубах, но намного дороже аналогов.
  • Лингвальные брекет-системы – этот тип брекетов врач фиксирует с язычной стороны зубов. Таким образом, они не видны окружающим. Однако при ношении таких брекетов возникают определеннные трудности: постоянное раздражение языка, нарушение дикции. Лингвальные брекеты требуют более тщательного ухода и гигиены, чем в случае ношения обычных брекет-систем. Весь комплект врач заказывает индивидуально под каждого пациента и, соответственно, если брекет или дуга сломается, то возникнут трудности с починкой и заменой, так как дуги и брекеты от других систем не подойдут в данном случае. Стоимость лечения лингвальными брекетами намного выше, чем на обычных системах.
На заметку:
Важно поддерживать хороший уровень гигиены при лечении на брекетах, чистить зубы после каждого приёма пищи, применять помимо щётки наборы ёршиков для очистки области вокруг брекета, между дугой и зубами. Если пренебрегать гигиеной, то возможно образование белых пятен на зубах – очагов деминерализации эмали на месте брекетов, такие пятна в дальнейшем сами не проходят и требуют лечения.

Методы профилактики аномалий прикуса
Хорошо известно, что всегда лучше предупредить развитие заболевания, чем лечить его последствия.
Для профилактики развития неправильного прикуса следует корректировать вредные привычки ребёнка. Например, вовремя отлучить ребенка от соски. Если своими силами не получается воздействовать на ребёнка, то можно купить специальный комплект приспособлений для профилактики аномалий прикуса, соответствующий возрасту ребёнка (для этого лучше проконсультироваться с врачом, чтобы Вам подобрали подходящую аппаратуру).
Среди комплекта аппаратов для профилактики формирования аномалий прикуса можно, например, выделить следующие:
  • Вестибулярная пластинка Кербитца – она похожа на соску, прилегает к вестибулярной поверхности зубов, тем самым отучая ребенка от вредной привычки сосать пальцы, соску, губы, прокладывать язык между зубами и др.
  • Вестибулярная пластинка Крауса – показана при наличии вредной привычки сосания языка и нарушении функции глотания.
  • Пропульсор Мюлемана – этот аппарат препятствует ротовому дыханию, показан при лечении и профилактике дистальной окклюзии и открытого прикуса, удерживает челюсть в выдвинутом положении и разобщает жевательные зубы.
Существуют и другие виды аппаратов для профилактики формирования аномалий прикуса, причём для каждого типа окклюзии.
Наблюдение за здоровьем ребенка требует подключения как стоматологов, так и врачей общего профиля – для контроля должного развития всех органов и систем. Регулярные посещения педиатра, терапевта, отоларинголога и логопеда помогут вовремя заметить проблемы зубочелюстной системы.
Конечно, ортодонтическое лечение обычно проводится не по жизненно важным показаниям, а зависит лишь от желания человека улучшить свой внешний вид (или внешний вид ребёнка). Но не стоит забывать и про такой важный фактор, как психоэмоциональное состояние ребёнка при аномальном прикусе: даже если имеется, казалось бы, незначительный изъян, ребёнок уже чувствует себя не таким, как все остальные, нередко он становится подавленным и замкнутым. В свою очередь это отражается на его общении с окружающими и самооценке, что часто накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Какой бы метод лечения вы не выбрали, очень многое зависит от настроенности вас и вашего ребёнка на длительное лечение с соблюдением конкретных рекомендаций режима ношения аппаратов, а также от вашего доверия врачу и координации с ним своих действий.

Будьте здоровы и внимательны к здоровью своих детей!